Федеральной службы государственной статистики отменен Приказ Росстата от 12.12.2019 г. N 766, с 09 октября 2020 года вводится новая форма Приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».

В новой форме по приказу №  627 основные положения остались неизменными.

Кто должен представлять отчет:

▸ юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;

▸ региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО);

▸ операторы по обращению с ТКО.

Напомним, что согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

  • обращение с отходами − деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
  • накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Таким образом, в случае образования и накопления отходов хозяйствующий субъект также отчитывается в соответствующие органы по данной форме. Однако остается неизменным и то, что определенные лица могут быть освобождены от представления сведений по форме 2-ТП (отходы).

Согласно Указаниям по заполнению формы федерального статистического наблюдения (далее — Указания), юридическое лицо или ИП освобождаются от представления формы 2-ТП (отходы) при совпадении всех следующих условий:

  1. Хозяйствующий субъект должен относиться к малому и среднему предпринимательству.
  2. У хозяйствующего субъекта должны образовываться только ТКО.
    3. Масса образовавшихся ТКО в отчетный период должна составить менее 0,1 т.
    4. Хозяйствующий субъект должен иметь заключенный договор с региональным оператором.
    5. Хозяйствующий субъект не должен осуществлять деятельность в области обращения с отходами производства и потребления в части обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

 

 

В какой форме представляется отчетность?

Приказ № 627 не содержит обязательных требований по виду представления формы 2-ТП (отходы), поэтому необходимо руководствоваться п. 7 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»

ПУНКТ 7 СТ. 8 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 29.11.2007 N 282-ФЗ

…Первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, и административные данные могут предоставляться респондентами субъектам официального статистического учета на бумажных носителях или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. …Таким образом, природопользователь имеет право заполнить форму 2-ТП (отходы) вручную от руки или в формате Exel, заполнить форму посредством доступных платных и бесплатных сервисов, направить ее в электронном виде с электронной цифровой подписью или на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления.

Для снижения риска лишних разбирательств рекомендуем формировать и подавать отчетность по форме 2-ТП (отходы) посредством электронных сервисов и через них же загружать данный документ на веб-портал Росприроднадзора вне зависимости от наличия или отсутствия у хозяйствующего субъекта электронной цифровой подписи.

Какие отходы подлежат учету

Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у хозяйствующего субъекта, кроме медицинских, биологических и радиоактивных отходов. Как и ранее, для формирования статотчетности по форме 2-ТП (отходы) необходимо руководствоваться данными учета в области обращения с отходами, который проводится в порядке, установленном приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами», паспортами отходов I−IV класса опасности, материалами обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды.

Что нового в форме 2-ТП (отходы)

Прежде чем переходить к изменениям в самой форме 2-ТП (отходы), следует отметить, что Указания тоже обновлены. В разделе «Общие положения» Указаний исключены: пункт, который разъяснял ситуацию по отчетности в случае реорганизации хозяйствующего субъекта, а также пункт, в котором говорилось, что филиалы, представительства и подразделения действующих на территории России иностранных организаций отчитываются в том же порядке, что и юридические лица.

Раздел I

Относительно лиц, которые заполняют данный раздел, изменений нет. Его, как и раньше, заполняют:

▸ юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;

▸ региональные операторы;

▸ операторы по обращению с ТКО. Раздел расширился с 18 до 29 граф, не считая буквенных.

Изменение 1. Одно из новшеств данного раздела – графы, требующие информации по движению отходов между субъектами РФ. Так, в графах «Поступление отходов из других хозяйствующих субъектов» (3–5), «Поступление отходов с собственных объектов» (6–7), «Передача отходов (за исключением ТКО) другим хозяйствующим субъектам» (15–24), «Передача отходов (за исключением ТКО) на собственные объекты» (25–26) необходимо уточнить, какую часть из общего количества отходов хозяйствующий субъект передал в другие субъекты РФ или получил из других субъектов РФ.

Изменение 2. Графы «Поступление отходов с собственных объектов» (6–7) и «Передача отходов (за исключением ТКО) на собственные объекты» (25–26) новые, однако здесь наблюдается некая брешь. Заполнение данных граф относится к тем хозяйствующим субъектам, которые по тем или иным причинам перемещают свои отходы на свои же площадки, территориально отдаленные друг от друга. В Указаниях разъясняется, что собственные объекты обращения с отходами – это объекты, принадлежащие хозяйствующему субъекту, расположенные в других муниципальных образованиях.

Изменение 3. Добавлена графа «Образование других видов отходов после обработки за отчетный год»

Раздел II

Изменение 4. Согласно Указаниям к данному разделу, расширился круг лиц, обязанных его заполнять. Это:

▸ региональные операторы;

▸ операторы в субъекте РФ, в котором не выбран региональный оператор и (или) региональный оператор не осуществляет деятельность (оператор в субъекте);

▸ юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, не заключившие договоры с региональным оператором, в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (юридические лица с собственными объектами размещения ТКО);

▸ оператор, осуществляющий обработку ТКО, заключивший договор на оказание услуг по утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов после обработки ТКО (код по ФККО 7 41 110 00 00 0) с другим оператором, осуществляющим деятельность по утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов после обработки ТКО в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, либо самостоятельно утилизирующий, обезвреживающий, захоранивающий отходы после обработки ТКО (оператор, не передающий отходы после обработки ТКО региональному оператору). Таблица данного раздела увеличилась всего на одну графу (было 28, а стало 29, не считая буквенных граф), однако мы наблюдаем достаточно серьезные изменения в контекстном наполнении.

Изменение 5. Графа «Поступление ТКО к региональному оператору от других хозяйствующих субъектов, населения и субъектов РФ» расширилась до указания дополнительной информации о ТКО, которые были образованы в других субъектах РФ. При этом в целом для данного раздела указание манипуляций между субъектами РФ не является новшеством.

Изменение 6. Графа «Образование ТКО после обработки за отчетный год (отходы после обработки ТКО)» (6–9) абсолютно новая

Изменение 7. Графы «Утилизировано ТКО» (12–14), «Обезврежено ТКО» (15) упрощены благодаря тому, что информация по обработке ТКО вышла в отдельную самостоятельную графу, о которой упоминалось ранее. При этом графа «Утилизировано ТКО» дополнена графой «Энергетическая утилизация» (14).

Изменение 8. В графах «Передача ТКО региональным оператором другим операторам» (16–25) исключено представление уточненной информации касательно ТКО, образованных в жилых помещениях. Эта информация также будет отражаться, но не отдельно, а вместе с остальными ТКО в графах «Всего ТКО». Передача ТКО региональным оператором другим операторам для утилизации на энергетическую утилизацию дополнена и выделена в отдельные графы 20–21.

Изменение 9. Раздел II дополнен новой графой «Хранение отходов после обработки ТКО» (26). В ней отображаются данные по образованным ТКО из группы ФККО 7 41 110 00 00 0 после обработки ТКО, не поступивших или не переданных на последующее обращение в отчетном году, срок накопления которых при этом превысил 11 мес.

Раздел III Лица, обязанные заполнять данный раздел, не менялись, но сделано небольшое уточнение по территории. Так, раздел обязаны заполнять: ▸ юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;

▸ региональные операторы;

▸ операторы в субъекте РФ;

▸ операторы по объектам, расположенным на территории муниципального образования. Увеличилось количество запрашиваемых данных (с 9 пунктов до 21).

Изменение 10. В строках 14 и 16 в таблице раздела III требуется указать информацию по объектам, отвечающим установленным требованиям. Однако согласно Указаниям все же требуется внести данные по объектам, не отвечающим установленным требованиям. Учитывая, что в предыдущей форме отчетности требовалось указать количество объектов, не отвечающих установленным требованиям, то, скорее всего, изменений здесь никаких нет и можно говорить об опечатке в таблице. В Указаниях есть еще одна опечатка, касающаяся разъяснения заполнения строки 30, где требуется указать данные по площади, занимаемой всеми эксплуатируемыми объектами захоронения ТКО, при этом цифра должна следовать (судя по Указаниям) из строки 25, в которой указывается вместимость эксплуатируемых объектов хранения отходов по проектной документации. Скорее всего, имелась в виду следующая формулировка: «По строке 30 из строки 29 приводится площадь, занимаемая всеми эксплуатируемыми респондентом объектами захоронения ТКО».

Изменение 11. Добавилось требование по представлению данных о проектной вместимости эксплуатируемых объектов захоронения (в том числе ТКО), хранения отходов в тоннах и метрах кубических, а также остаточной вместимости по ним в тех же единицах измерения. Предположительно (так как об этом нет информации в Указаниях) необходимо представить информацию на конец отчетного периода.

Изменение 12. Появилось новое приложение к форме, чего ранее не было. Справочно приведен Перечень кодов ФККО, которые могут быть использованы при заполнении раздела II, при этом имеются разъяснения внизу данного Перечня, какие именно отходы относятся к ТКО. На мой взгляд, этот перечень можно и нужно использовать также в разделе I, особенно когда хозяйствующий субъект указывает ТКО, переданные региональному оператору или оператору по обращению с ТКО.

Форма вводится в действие с отчета за 2020 год.

Внимание!!! На официальном сайте Росстата размещен приказ Росстата от 13.11.2020 N 698 "О внесении изменений в указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления", утвержденной приказом Росстата от 9 октября 2020 г. N 627"

В основном Изменения затронули указания по заполнению раздела III формы 2-ТП (отходы). В частности:

  • исправлены неточности в формулировке указаний по заполнению формы 2-ТП (отходы);
  • уточнен перечень нормативно-правовых актов, которыми установлены требования к объектам размещения отходов.